ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
ОЗВУЧИВАНИЕ:
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию

Дорогие братья и сестры!

Рады приветствовать ВАС на сайте храма города Карпинска Свердловской области.

Милостью Божьей теперь мы можем рассказать о нашем храме, более подробно осветить жизнь прихода, опубликовать фотоматериалы.

Ответы пастырей

Казалось бы, ответ на вопрос: нужны ли огласительные беседы? – однозначен: конечно, нужны! Да и сам вопрос кому-то покажется странным. Действительно, что плохого в том, что решивший стать христианином перед Таинством Крещения больше узнает о вере, об учении Христа. Между тем у многих решивших креститься и особенно у тех, кто хочет крестить детей, сообщение о том, что необходимо обязательно пройти огласительные беседы, не всегда вызывает положительные эмоции. Бывает, что и открытый протест. И кто-то решение о крещении откладывает на неопределенное время. Так не теряет ли Церковь из-за этого прихожан? И есть ли польза от формального присутствия на таких беседах тех, кто на них пришел, «потому что так надо», «ради галочки»? Может быть, не стоит обязывать к оглашению тех, кто этого не хочет по тем или иным причинам? Мы попросили высказать свое мнение по этим вопросам пастырей.

Протоиерей Павел Гумеров:

– Давайте вспомним, что говорит Евангелие о крещении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Последовательность такая: вы сначала научите, а потом уже крестите, а не наоборот – сначала крестим всех подряд, а потом уже будем учить. И дело не в том, потеряем мы или нет каких-то людей, – важно не количество крестившихся, а их «качество». Думается, что из тех, кто пришел в Церковь в 1990-е годы, когда после празднования 1000-летия Крещения Руси был духовный подъем, когда открывались храмы, когда, бывало, крестилось по 150 человек в день, многие ушли. Конечно, тогда просто невозможно было проводить катехизацию: мы на подъеме людей принимали. Но если бы проводилась такая же серьезная катехизация, которую ввел патриарх Кирилл: не меньше двух бесед перед крещением, то, думаю, сейчас бы в Церкви было больше людей даже количественно и не было бы такого, что люди хотят пройти обряд раскрещивания, срывают с себя кресты, объявляют себя атеистами. Конечно, сейчас сложно говорить об ошибках, возможно, допущенных тогда, но то, что не было вообще никакой катехизации или она проводилась в виде одной беседы батюшки перед толпой жаждущих принять крещение, это очень большой пробел.

Отношение к крещению крестных, родителей после огласительных бесед гораздо серьезнее.

Как приходской священник могу свидетельствовать: отношение к крещению людей – крестных, родителей – после огласительных бесед гораздо серьезнее. А что возмущаются оглашением… Ну, возмущаются. И понятно почему: раньше ничего не требовали, разве что иногда брошюрку «Закон Божий» давали, крестили без всяких разговоров, а сейчас нужно посещать беседы. В некоторых храмах даже по три беседы и более нужно пройти перед крещением. Но польза от этого есть. И хотя за две беседы ты не можешь человеку раскрыть во всей полноте учение православной веры, но настроить его на серьезный лад и на какое-то дальнейшее самообразование вполне получается. Я вижу, что больше стало родителей, которые после таинства приводят детей причащать, приобщать к храму. А прежде это было большой редкостью, чтобы после крещения человек стал и прихожанином храма.

Те, для кого оглашение в тягость, воспринимают храм как место услуг.

Священник Валерий Духанин:

– Когда человек не желает послушать в храме беседы перед крещением, этим самым он показывает, что и после крещения его уже никто в храме не увидит. Он относится к Таинству как к сложившемуся обычаю или какому-то защитительному ритуалу, но не видит в крещении главного – сочетания со Христом – и соответственно не видит необходимости следовать за Господом. Он воспринимает храм как место услуг, поэтому недоумевает, зачем готовиться к принятию услуги, и если услуга выполнена, то зачем вообще задерживаться там. Вспоминаются слова Спасителя: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62).

В крещении человеку дается бесценный дар – благодать Духа Святого. Крещеный освобождается от всех бывших грехов, становится чадом Божиим и принимает на себя образ Христа. Крещенному открыты врата Рая. Неужели же ради этих даров не стоит пожертвовать каким-то своим временем и посетить огласительные беседы?

Обыкновенно мы всё время куда-то спешим, задуматься о духовном некогда, и даже Таинства Церкви нам хочется принимать, так сказать, набегу, попутно своей будничной суете, как бы переходя с одной остановки на другую. Но Божия благодать не для легкомысленных людей, Господь открывает Себя сердцу ищущему. Вот как раз огласительные беседы могут стать тем временем, когда мы приостановим свою суету и хотя бы немного послушаем о вечном спасении.

Строгость в огласительной дисциплине древней Церкви приводила к укреплению Церкви: в ее ограде не было случайных людей.

В древности оглашение было куда более продолжительным, нежели сейчас, могло длиться два года. И это тогда, когда за веру Христову подвергали пыткам и смертной казни. Казалось бы, надо всех созывать и желающих сразу крестить, но этого не было. Почему? Потому что крещенный призван носить на себе образ Христа, должен быть исповедником веры Христовой, являть пример жизни по Евангелию. Какой смысл крестить тех, кто завтра скажет: а я не имею к Церкви никакого отношения. Строгость в огласительной дисциплине древней Церкви как раз влекла за собой укрепление Церкви, в ее ограде не было случайных людей, христиане вели примерную жизнь, а это привлекало к Церкви новых членов.

В общем, как бы это ни звучало категорично, но если человек не желает пройти огласительные беседы, он показывает, что подлинным чадом Церкви он становиться не собирается. Его в храм не тянет, ему хочется поскорее уйти и жить по своим правилам. Кто легкомысленно относится ко крещению, тот поверхностно относится к самой вере. Основательно же готовиться ко крещению будет только тот, кто действительно ищет спасения.

Священник Игорь Сильченков:

– Конечно, чем больше человек узнает о своей православной вере, тем больше у него будет возможностей стать настоящим, деятельным членом Церкви, живым, чувствующим, радостным. Созидающим свою душу и ее спасение, живущим вместе с Богом. Ведь все, что говорят о Боге на этих беседах, есть семя слова Божия, которое падает в наши души. И его взращивает Бог вместе с нами.

Человек, который отказывается прийти на огласительные беседы и узнать о Боге и о своей вере больше, уже заранее относится и к Богу, и к вере формально, считая чем-то незначительным. Такие люди уже не хотят быть деятельными членами Церкви, не хотят открыть глаза на истину. Но надо постараться все-таки привести этих людей на огласительные встречи и усиленно молиться за них, проповедуя им Слово Божие для их спасения.

Но делать это надо без насилия над душой. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). А также нужно помнить о том, что Бог есть любовь и, служа Ему, мы сами становимся любовью, каждый настолько, насколько откроет Господу свое сердце. А заставить любить невозможно. Человек должен сам захотеть любить, не бояться быть любовью.

Потенциальным членом Церкви является каждый человек, живущий на Земле, ибо Бог «хочет всем спастись».

Вот это и есть наша задача – рассказать людям о Любви и увлечь их за Любовью. А для этого мы и сами должны ею становиться. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Потенциальным же членом Церкви является каждый человек, живущий на Земле. Ибо Бог «хочет всем спастись и в разум истины прийти» (1 Тим 2: 4).

Поэтому мы каждому должны являть любовь и словом, и делом и идти за любовью и вести за ней людей. Тогда Церковь наша будет умножаться, ибо все люди хотят любви, потому что любовь и есть высшее счастье для человека, спасение и вечная жизнь.

Священник Максим Горожанкин:

– Очень важный вопрос. Действительно, совсем недавно была введена очень хорошая практика предкрещального оглашения. Раньше человек приходил, в церковной лавке записывался на крещение, крестился и уходил, и получалось так, что он видит священника впервые и священник видит его первый и очень часто в последний раз. По своей священнической практике припоминаю: крестишь, в храме полно народу, как на большой праздник: мамы, папы, бабушки, дедушки… – когда крестили без оглашения, по 20 и по 30 человек в один день могло быть на крещении, – а потом оглядываешься и задаешь себе резонный вопрос: «А где все эти люди?» А они пришли, покрестились и ушли.

Крестя без оглашения, мы приобрели потенциальных верующих? Отнюдь! Никого мы не приобрели. Покрестить мы покрестили, но эти люди как не принадлежали к церковной общине, так и не стали принадлежать. А святая Церковь как учит? Крещение – это дверь всех церковных таинств. Получается, что человек право на реализацию себя в церковной жизни получил, но может так случиться, что он этим правом никогда не воспользуется. А что нам дает современная ситуация? У человека появляется шанс хотя бы познакомиться со священником, который будет его крестить. Хотя бы услышать здравое учение Церкви. Не от соседки, не от бабушки. Не суеверия какие-то, сколько нужно полотенец принести на крещение, кто должен нательный крестик покупать и прочее. Человек от священника услышит хотя бы, что и Евангелие-то стоит почитать. А ведь это проблема!

Предкрещальные беседы – это неотъемлемая часть самого Таинства Крещения… так вот, я всегда задаю вопрос: «Кто из вас читал Евангелие, братья и сестры?» Часто оказывается так, что Евангелие не читал никто. Вот и напрашивается вопрос: как можно совершать крещение, будь это взрослые люди или дети, за которых ответственность несут восприемники, если эти взрослые, эти восприемники даже Евангелие не читали? А восприемник что должен делать? Он должен учить ребенка вере. А чему он научит, если сам он этой вере не только не учится, но и не начинал даже учиться?! Потому что научение вере – от Евангелия, от евангельской проповеди. Христос Сам говорит: «Вера от слышания» (Рим. 10: 17). А человек о Христе, по сути, никогда и не слышал.

У нас ведь порой обычный человек за обрядом не видит Самого Христа. Вот он в храм пришел, обедню заказал, свечи поставил, панихиду заказал, святой воды набрал… Всё это сделал, а о Христе-то он ничего и не знает. И Евангелие никогда не читал, и «Закона Божия» для детей никогда не читал. Говорят, что Евангелие сложно читать. Но «Закон Божий» не сложен. Но и этого не читали и не знают!..

Но встает и такой вопрос: а не теряем ли мы, введя обязательное оглашение, потенциальных членов Церкви? Но чтобы членом Церкви стать, необходимо обязательно пройти оглашение. И если мы откроем огласительные слова святителя Кирилла Иерусалимского или еще кого-то из святых отцов, мы увидим: человек сначала учился вере, потом принимал крещение. Да вот хотя бы такой пример – житие великомученика Пантелеимона. Он встретился с пресвитером Ермолаем, тот его огласил. Побеседовал с ним о христианстве, и слово пресвитера Ермолая так отозвалось в душе юноши, что он жизнью своей пренебрег ради того, чтобы быть со Христом. И подобных примеров очень много. Так что сначала научение вере, потом обретение этой веры. Это очень правильно. В Церкви так было всегда, и мы к этому должны стремиться. И тогда приобретем реальных членов церковной общины.

Мне кажется, практика нескольких бесед перед крещением – это очень добрая практика, и вот еще почему. Часто бывает, что люди, у которых возникают какие-то вопросы или проблемы, не знают, как к священнику подойти. А на этих беседах люди познакомятся с батюшкой. Может быть, даже номер телефона у него возьмут – в XXI веке же живем, – чтобы потом о каких-то своих переживаниях ему рассказать. А для нас это возможность показать красоту жизни Церкви. Что это не только свечи и иконы, но это мистическое Тело Христово. У Церкви появляется шанс увидеть своих чад и поговорить с ними, чтобы они стали из потенциальных реальными членами церковной общины.

© 2024. Храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова